5 мая 2011 г.

Стивен Фрай «Лжец» / Stephen Fry «The Liar»


Признаюсь честно: начала читать просто потому, что мне нравится Стивен Фрай. В конце концов,  "Шоу Фрая и Лори" - порождение его и Лориевской фантазии, и причём недурственное. Вдруг и книги его так же хороши.
Адриан Хили, как можно судить по названию, лжец. Правда, я скорее ожидала увидеть что-то, что я видела в "Теории лжи", сам процесс придумывания неправды во благо себе, но ложь промелькнула как-то вскользь, до того момента, как она не стала играть ключевую роль. А так казалось, что Хили врёт немногим чаще любого другого распущенного парня его возраста. Ну, может чуть более мастерски присваивает себе чужую интеллектуальную собственность. Но на самом деле жизнь его построенна на лжи, и про эту жизнь и рассказывается в книге. Там нет чёткой временной линии - куски описаний школьных похождений Адриана перемешиваются с отрывками его бытности в Кембридже и эпизодами из шпионской жизни, где имена засекречены, а дела темны и непонятны. Невольно вспоминается "Меланхолия" с её разбросом в сериях. Только там всё не так печально.
Ах, да, это книга ведь ещё и про шпионов, загадочную организацию и прочие интересные вещи, в которые Хили ввязалася, или даже был втянут профессором Трефузисом. Откровенно говоря, после появления в книге профессора читать стало интереснее. Замечательный персонаж, таки попал бы в ряд моих любимый героев книг, если бы таковой существовал. Хотела бы я, чтобы у нас был такой преподаватель в универе. Даже если бы он никак не был связан со шпионскими историями.
А ещё книга противопоказанна гомофобам. Ибо во время школьной бытности Хили принадлежал к ряду голубых, во многом из-за того, что учился в закрытой частной школе для мальчиков и с девочками по жизни просто не пересекался.
Ещё Хили постоянно цитирует всех подряд. Этим он мне напомнил Вудхауса, на которого, если верить аннотациям, он и ровнялся. А поскольку я читала с мобильника и видеть пояснения не могла, мне было не так интересно. А когда там был небольшой диалог на немецком, я очень сожалела, что под боком не было ни одного одногрупника, изучающего немецкий. Так что эту книгу лучше читать в бумажном виде.
Сам Фрай и в частной закрытой школе для мальчиков учился, и в Кембридже, так что если кто интересуется, можно увидеть, как же люди там учатся, хотя и не в подробностях.
И мне нравится, как всё закончилось. Хорошая концовка в книге красит её и сглаживает неприятные ощущения, которые, возможно, и могли возникнуть.
В целом можно сказать, что книга не скучная. Пропитанная духом Англии старинной и современной, полная отсылок и весьма интересной информации, но не скучная. И это не банальный шпионский роман. Не скажу, что прочитала на одном дыхании, но не хотелось бросить чтение из-за унылости происходящего. Так что даже советую к прочтению, если всё вышеперечисленное вас не отпугнуло.

Дебютный роман Стивена Фрая «Лжец» наверняка получил бы самое горячее одобрение Ивлина Во, Оскара Уайльда и Пелема Г. Вудхауза, будь они живы. (с) От издателей
;