8 авг. 2012 г.

Weapon Of Choice: 99 франков / 99 francs - книга (2000) vs. фильм (2007)


Мне часто становится неловко в тот момент, когда реклама фильма кричит, что он снят по всемирно известному роману, а я про эту книгу ни сном ни духом, да и в книжном она появляется только после проката (возможно, проблема в том, что я живу в маленьком городе). Именно это чувство посещает меня после экранизации бестселлеров, срывающих покровы с мира журналистики, проституции или, как в данном случае, рекламы.
Более того, книгу написал француз, и фильм сняли во Франции. В Европе снимают кино? Вот это новость! Но работает ли в данном случае общепринятое мнение "книга всегда лучше фильма"?

Фредерик Бегбедер работал над рекламой для компании Данон, главные герои фильма пашут на компанию Манон. Вам осталось сложить 2 и 2.
Прежде всего, 99 франков относится к фильмам, не повторяющим книгу слово в слово. В частности, концовка там немного другая, да и в сюжете есть различия. Многие фанаты чего угодно встречают такие отклонения с негодованием. Иногда, конечно, действительно хочется увидеть подробную экранизацию, но для меня в большинстве случаев это не так. Просто книга всегда более наполнена деталями, которые нельзя перенести на экран - время-то ограничено. В итоге, если вы прочли книгу перед походом в кино, вам будет не очень интересно. Различия нужны, но заниматься этим нужно очень аккуратно. В принципе, в данном случае сделано всё хорошо. Создатели фильма разобрали книгу, как конструктор, добавили чуть-чуть своих деталей и соорудили нечто другое.


Но отличаются книга и фильм ещё и своими целями, тем, что они хотели показать. Если 99 франков интересны вам именно как экскурс в мир рекламы - берите книгу. В фильме тоже освящены основные моменты, но там больший акцент делается на сюжет.
В целом, фильм в данном случае лучше книги. Многие приёмы, использованные в романе, вроде вставки рекламы в рандомных местах, лучше смотрятся визуально, а вот в качестве текста они выглядят довольно нелепо. Плюс там добавлено ещё много приёмов, чаще использующихся в рекламе да в фильмах про наркоманов: буковки, летающие рядом с брендовой одеждой (за 4 года до Шерлока =)), визуализация размышлений главного героя, Октава, и его трипов, мультяшные вставки и прочее.

Октав Паранго и Фредерик Бегбедер, заскочивший на камео
А стоит ли вообще притрагиваться к роману или фильму? В книге очень много грязи, плюс после неё я с некоторой паранойей смотрю на рекламу, невольно просчитывая, как именно хитрые рекламщики пытаются воздействовать на мой мозг. Впрочем, на такой эффект автор, Фредерик Бегбедер, и рассчитывал, наверное. Фильм тоже полон сценами, не годящимися для детей и нежных фиалок. Если вас это не пугает - можете глянуть фильм или, если уж вам совсем делать нечего или вы не в курсе, что зомбоящик промывает вам мозги, прочитать книгу. Но особой ценности ни то, ни другое не несёт.
;