18 сент. 2012 г.

Elementary / Элементарно: Пилот (2012)



Я, кажется, уже писала про свои впечатления от трейлера американского сериала "Elementary" про современного Шерлока Холмса. И вот, наконец, добралась я и до пилотной серии.
Сразу можно сказать, что ВВСшным Шерлоком тут и не пахнет, как я и думала, так что девицы, вопящие "Плагиат!" могут смело успокоиться, расслабиться и попить чайку. Но я все же не могу удержаться от сравнения. :)
Всё дело в том, что, хотя этот Холмс на канонного не так уж и похож, в нём нет того, что меня вседа раздражало в Шерлоке ВВСшном. Дело в том, что по канону Холмс не был таким уж социопатом-мизантропом, как его показывали британцы, тот Шерлок скорее походил на доктора Хауса. Я прекрасно помню, что Холмс в книгах испытывал сострадание к жертвам, а не рассматривал их исключительно как лекарство от скуки. Но всё же книжный Холмс не был глыбой спокойствия, как и Холмс в американской версии. Плюс вспомним, что он только-только завязал с наркотиками.
Особого внимания заслуживает Уотсон. Мне нравится гендер-бендер, и этому персонажу он особенно подходит. Плюс - здешняя Уотсон зашла ещё дальше по лестнице эволюции помощника Шерлока Холмса. Она не просто формально принимает участие в расследовании, как многие современные Уотсоны, она расследует, причём настолько успешно, что это решает исход дела. Даже в ВВСшном Шерлоке Джон не мог себе позволить такой роскоши. А она смогла. Но при этом не отняла у Холмса роли главного детектива.
Во всех фильмах шерлокиады мне всегда было любопытно наблюдать за полицейскими. Раньше они играли скорее комическую роль, в ВВСшном Шерлоке был такой Лестрад, что хоть ты свой сериал ему давай, а вот тут у нас были... обычные полицейские. Нет, серьёзно. Простые копы. Не тупые, знающие свою работу, но всё же не дотягивающие до главного героя по гениальности. Разве это не чудесно?
Хочется также похвалить костюмеров и сильно поругать оператора. Костюмы Холмса и Уотсон прекрасны, меня особенно порадовали жилеточка и то, что Джоана предпочитает юбки. А вот оператора лучше сменить. Камера местами слишком медлительна, часто трясётся там, где не следует. Фу так снимать. Фу.
Дедуктивные измышления никак не оформлены, нет красивых плавающих картиночек-буковок, как в Шерлоке. Возможно, именно потому и нет никаких попыток визуализации, что ВВС и сочувствующие наблюдают.
Плюс меня также радует отсутствие каких-либо гомоэротических намёков в сериале. Может хоть тут не понапишут кучу слеша, а то мне уже надоели Шерлоки, делающие минет пистолету, да Майкрофты, кусающие Лестрейда за член.
Что касается детективной составляющей (про которую наверняка стоило написать в первую очередь), тут создатели сериала поступили довольно нестандартно - не стали брать за основу рассказы Конан-Дойля. По сути, может быть, в этом и есть некие плюсы - не так уж интересно смотреть на детективную историю, зная развязку и понимая, как мыслит сыщик. (Но с другой стороны справились же как-то с этой проблемой Гэтисс с Моффатом.) В целом история вышла вполне стандартная для американских детективных сериалов. Убийца вполне угадывался на уровне детективных штампов и шаблонов, но за ходом разоблачения преступника наблюдать интересно. А весьма неплохой юмор частенько заставлял улыбнуться и дополнял и без этого вполне неплохую картину.
Можно задуматься глядя на всё это: а не проще ли было просто дать персонажам другие имена? А то отсылок особых к книге нет (хотя пчёлы умилили и порадовали), детективные линии оттуда тоже проигнорированны, даже пол одному из главных героев сменили! Но подумайте: если бы американцы именно так и поступили бы, разве не подумали бы вы про себя что-то типа "хей, кого-то этот парень мне напоминает, кажется, они позаимствовали многое от образа Шерлока Холмса... пожалуй, даже слишком многое". Я бы подумала.
В общем, я буду ждать основных серий, храня в сердце надежду на то, что правило "основной сериал всегда лучше пилота" сработает и в этот раз.
;