10 авг. 2014 г.

Ганнибал / Hannibal (2013)


Данная статья является подробным разбором первых двух сезонов сериала «Ганнибал» и содержит сюжетные спойлеры.
Смотреть «Ганнибала» я начала далеко не сразу, что помогло мне принять этот сериал и его фанбазу без агрессии. Я с детства люблю фильмы про Ганнибала Лектера, и это послужило единственной причиной для просмотра. Давайте будем честны — это фанфик. Весь сериал — это большой фанфик. Это настолько фанфик, что 3 сезон Шерлока рядом с ним смотрится дословной экранизацией книг (у меня нет претензий к Шерлоку на этой почве, но это уже тема для отдельного поста). В общем, всерьёз сравнивать Ганнибала с фильмами и книгами смысла нет. Это совершенно другая история по мотивам, и, наверное, это даже хорошо. Если бы Фуллер делал упор на то, что он старается быть ближе к книгам, было бы сложно воспринимать сериал всерьёз.
Сюжетно всё происходит до событий, показанных в «Красном драконе». Мы видим, как произошло знакомство Ганнибала и Уилла, как зародилось их противостояние. И начну я, пожалуй, с героев, попутно анализируя и сюжет.


Развитие персонажа Ганнибала — пожалуй, самое странное в этом сериале. Дело в том, что в 1 сезоне этого самого развития просто не было. Создатели сериала как будто решили, что он и так очень известен, и нет смысла рассказывать про него. Честно говоря, это пошло Ганнибалу на пользу. Весь первый сезон он был непроницаемой стеной. Мы не знали точно всех его жертв, мы не знали, что он замышляет. Одно мы знали точно — Ганнибал врёт как дышит. Он врёт Уиллу, он врёт Алане, он врёт Джеку, он врёт своему психотерапевту, и только на кухне он предельно честен. И это делает его очень пугающим злодеем. Честно говоря, если бы мы ничего не знали бы про Ганнибала до этого сериала (и если бы не его говорящее имя), его злодеяния могли бы стать нехилым твистом для конца сезона. Хотя с твистами тут всё прекрасно. Нам ведь, по сути, не показывали сеансы психотерапии, которые Ганнибал проводил с Уиллом, в основном мы видели только их болтовню о «маньяках недели». Так что влияние Ганнибала на Уилла было не так очевидно.


Во втором сезоне характер Ганнибала тоже не то чтобы раскрыли. Нам показали, что движет им при убийстве, показали, как он относится к Уиллу, и при этом Ганнибал всё ещё выглядит чужим и непонятным. Опять же, здорово для злодея. Интересно только, будет ли он продолжаться в таком же духе до конца сериала.
Каст на роль Ганнибала очень хороший. Вообще, все актёры отлично смотрятся на своих местах, тут никаких претензий. Мадс Миккельсен прекрасно сыграл бездушную, эгоистичную и холодную скотину, при этом очень внушающую доверие, когда ему это нужно.


Уиллу в первом сезоне пришлось несладко, во многом из-за того, что он тихонечко сходил с ума. И это немного мешало понять персонажа, ведь почти всё экранное время он находился в своей полубезумной горячке, мучимый кошмарами про лосей. Во втором же сезоне просто блестяще показали, насколько похожи Ганнибал и Уилл. И началось это с самого начала сезона, когда Алана и Джек идут к его камере, и мы видим Уилла, как когда-то увидели Ганнибала в «Молчании ягнят», стоящим посреди камеры, за стеклом, как будто знающим, что ты к нему идёшь. И его союз с Ганнибалом выглядел столь органично, что заставлял нас поверить в то, что Уилл ступил на скользкую дорожку.


Мне ужасно нравится этот Уилл, его мрачная решимость противостоять злу, сочетаемая с тем, как он идёт по краю пропасти. Он не пытался бежать, когда его отправили в психбольницу, он до последнего верил в то, что всё можно решить законным путём, но это не останавливало его, когда наступала реальная угроза, которую никак не предотвратить. За его рефлексией интересно наблюдать, и именно это делает его главным героем сериала. Помните про то, что персонаж Ганнибала почти не развивается? Да, это наводит на него жути, но в то же время из-за этого персонаж, имя которого есть в названии сериала, нам менее интересен, тем его противник.
А теперь о грустном. О женских персонажах. Честно говоря, мне хочется дать в нос тем, кто восхваляет способности Фуллера к созданию и развитию женских персонажей. Я не обвиняю его в сексизме. Вообще сложно представить себе гея-сексиста. Скорее он просто не знает, что делать с женщинами, которых он придумал.


Пожалуй, самый печальный случай — это Алана Блум. Если кто не в курсе, в книгах Алана была Аланом, мужчиной. Казалось бы, вот где подспорье для создания необычного женского персонажа. Лучший друг антагониста, который не является его любовным интересом, который давно и хорошо его знает — нечасто мы видим женщин в таком амплуа, я джва года хотела такую героиню. И возможность дать Алане эту роль Фуллер расчудесненько просрал. Алана нужна нам ТОЛЬКО для того, чтобы быть любовным интересом Уилла. Ещё в 1 сезоне она, как любой нормальный друг, могла бы отправить Уилла к врачу. К нормальному врачу, не к психокомуугодно. Серьёзно, Уилл выглядел так, будто он адово гриппует не первую неделю, почему на это никто не обратил внимание? Но ладно, Алана не мамочка Уилла и не должна следить за его здоровьем. Но почему, когда Уилл просил поверить в его невиновность, ему поверил не его давний друг, а кореянка, с которой он недавно познакомился? Я понимаю эту фишку, что она была его недопсихотерапевтом и понимала, что Уилл мог учудить что-то подобное, но также она должна была знать, что он мог и не учудить ничего такого. Опять же, они были давно знакомы. Джек поверил Уиллу раньше Аланы, Фредди поверила Уиллу раньше Аланы, даже Чилтон поверил Уиллу раньше Аланы. Просто победительница конкурса «Худший друг года» какая-то.
Ещё угнетает то, что персонаж, по сути, не имеет цели. Мы можем симпатизировать героям, даже отрицательным, когда у них есть цель, к которой они стремятся. У Аланы ничего такого нет. Она не пытается разобраться в том, что творится с Уиллом, она не очень заинтересована в поимке маньяков, она просто ошивается неподалёку. Замените Алану на красивый торшер — ничего не изменится. Надеюсь, хотя бы в третьем сезоне она начнёт заниматься чем-то осмысленным.


Ещё одна катастрофа сериала — это Фредди Лаундс. Если вы не заметили, в продуктах масскульта по-разному относятся к журналистам и журналисткам. Даже само слово «журналистка» на подсознательном уровне вызывает негативную реакцию. Если вам нужен кто-то мерзкий и беспринципный, который влезет в любую грязь ради сенсации, будьте уверенны, это будет женщина. В то же время как мужчины-журналисты — это герои, умницы, ищущие преступников лучше всяких там полицейских. И Фредди отлично представляет этот образ мерзкой журналистки. Нет, я всё понимаю, женщины могут быть мерзкими и беспринципными, но когда это стало уже клише, стоит быть как-то поделикатнее. 


Эбигейл не столько полноценный персонаж, сколько ещё один инструмент влияния на Уилла. Можно было бы сделать с ней что-то интересное, но этого не сделали. И тот твист с её возвращением мне совсем не понравился. Да, он был неожиданным, но он не принёс ничего ни сюжету, ни самой Эбигейл. Мы просто ещё раз убедились, насколько она внушаема. Внушаемая виктимная овечка, нам как раз таких не хватало. Опять же, она смотрелась бы нормально, если бы общая ситуация с женщинами была не так плачевна.


Остальные женщины весьма хороши и весьма же второстепенны. А некоторые ещё и весьма мертвы. Беверли Катц вообще мой второй по любимости персонаж в сериале, но её мало. Доктор Дю Морье не вызывает неприязни только потому, что это Джиллиан Андерсон её нам почти не показывали. Марго вообще какая-то мутная вышла. В смысле, её брат мог сделать сней что-нибудь ужасное в любой момент, она знала это, но всё равно жила с ним в одном доме. И из-за чего, из-за богатства? Да уж лучше на улице поселиться!
Я это всё к тому, что мне очень страшно за Кларису Старлинг, которая должна появиться в следующих сезонах. Не делайте из неё любовницу Ганнибала. Не делайте из неё любовницу Уилла. Пожалуйста.


Стоит обмолвиться и об остальных героях. Джек Кроуфорд получился таким типичным афроамериканским начальником, который слишком далеко заходит в своём расследовании. Впрочем, этот образ чутка разнообразили больной женой и пропавшей стажёркой. Чилтон получился мерзким, глупым, но обаятельным. И его глупость не помешала ему наконец-таки срифмовать «Ганнибал» и «Каннибал». Надеюсь на его появление в следующих сезонах. Прайс и Зеллер — идеальный броманс, уделывающий все ваши ганнигрэмы. С нетерпением жду и этих ребят. Просто потому, что хочется почаще видеть на экране действительно классных героев.


Кстати, о ганнигрэмах. Я очень не люблю, когда создатели чего угодно намеренно вставляют в произведение ни к чему не ведущий фансервис. Зритель видит любовную химию между героями, ждёт её развития, развязки, но её никогда не будет, потому что на самом деле это всё химера. Извините, но слешеры и сами бы всё додумали, без помощи Фуллера.
Однако есть в сериале один несомненный плюс — это картинка. Серая, мрачная, красивая атмосфера, весьма правдоподобные трупы, а также частый показ процесса готовки и поедания всякого мясца — всё это выглядит очень эстетично и уместно.


Также можно заметить такую особенность: сериал то и дело пытается быть ужастиком. Есть очень много моментов, когда тебе кажется, что из-за угла выскочит какая-нибудь жуткая демоническая девочка. Только жанр сериала помогает успокоиться и убедить себя, что никакого скримера на нас не вылетит. Но самое прекрасное в этом всём то, что иногда, очень редко, монстры оказываются именно там, где они и должны быть. Людям, ответственным за всё это, стоило бы снимать ужастики, которые в наше время слишком перебарщивают со скримерами. Учитесь, холопы, как нужно саспенс нагнетать!
Я честно не знаю, советовать ли «Ганнибала» к просмотру. Если вы действительно сможете мириться с тем, что это очень красивый фанфик по книгам Томаса Харриса — флаг вам в руки. Просто в наше время снимают столько классных детективных и криминальных сериалов… Может, лучше сконцентрироваться на них?
3/5
;